Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Развитие личности ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования

Развитие личности ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования

Автор: Шикалова Татьяна Николаевна

Описание актуальности программы
Актуальность программы обусловлена введением в практику ФГОС дошкольного образования и необходимостью рассмотрения новых подходов к организации театрализованной деятельности в ДОО. В современных условиях деятельность педагога должна быть направлена на сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека и создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В свете поставленных перед дошкольными организациями задач по приобщению детей к культуре и искусству необходим приоритет творческого подхода к содержанию образования дошкольников. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании профессионального мастерства педагога, оказывающее непосредственное влияние на развитие творческой личности ребёнка. Владение современными педагогическими технологиями поможет педагогу эффективно решать задачи в области развития способности каждого ребёнка к творчеству, воспитание у него качеств, необходимых для творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Творческие способности детей являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей детей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством формирования данных качеств и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театр является синтезом искусств, он полностью удовлетворяет требования всестороннего раннего эстетического развития.

Новизна программы заключается в формировании у педагогов компетенций, с помощью которых в процессе театрализованной деятельности будет обеспечено «разнообразие детства, полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» (ФГОС ДО). Тема программы сформулирована в контексте одного из рекомендуемых МОиН УР направлений дополнительного профессионального образования - «Организационные и содержательные аспекты реализации ФГОС дошкольного образования». Всё это обусловливает необходимость включения данной темы в курс повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Цель реализации программы
Совершенствование профессионально значимых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности педагогов ДОО в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Область применения программы
Дополнительная профессиональная образовательная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций.

Сфера применения освоенных профессиональных компетенций: реализация образовательной области «художественно-эстетическое развитие» через театрализованную деятельность с детьми дошкольного возраста.

Профессиональные компетенции:

  1. Умение реализовывать воспитательные возможности театрализованной деятельности в личностном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  2. Владение современными педагогическими методиками и технологиями развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, активизации самостоятельной деятельности детей, развития личности ребёнка через театрализованную деятельность.
  3. Умение устанавливать взаимодействие с родителями по вопросам непосредственного вовлечения их в совместную театрализованную образовательную деятельность с детьми.

В целом программа должна способствовать совершенствованию следующих трудовых действий, определяемых профессиональным стандартом «Педагог»:

  • Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
  • Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
  • Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
  • Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатель:

1. будет знать:

  1. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по вопросам художественно-эстетического развития ребёнка дошкольного возраста;
  2. Педагогические возможности театрализованной деятельности в решении задач обеспечения процесса формирования приоритетных качеств личности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС;
  3. Педагогические условия развития личности ребёнка дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
  4. Технологии развития творческой активности детей средствами театрализованной деятельности;
  5. О развитии творческой активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах театрализованной деятельности;
  6. Специфику создания кукольного спектакля.

2. будет уметь:

  1. Формировать у детей базис личностной культуры, развивать его индивидуальность;
  2. Проектировать развивающую предметно-пространственную среду для театрализованной деятельности, учитывая возрастные и психологические особенности детей;
  3. Планировать и организовывать театрализованную деятельность в соответствии с современными требованиями;
  4. Применять современные подходы к организации совместной образовательной театрализованной деятельности педагога с детьми;
  5. Создавать условия для развития творческой активности детей дошкольного возраста в самостоятельной театрализованной деятельности;
  6. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач в области развития личностных качеств детей в театрализованной деятельности;
  7. Решать педагогические ситуации, возникающие в процессе театрализованной деятельности детей дошкольного возраста;
  8. Представлять из опыта работы театрализованные игры.

3. овладеет:

  1. Навыками критического анализа теорий, методик, технологий по театрализованной деятельности;
  2. Педагогическими технологиями, направленными на развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
  3. Навыками актерского мастерства, необходимыми для профессиональной деятельности;
  4. Организацией театрализованной образовательной деятельности в условиях   ФГОС дошкольного образования;
  5. Навыками создания чулочной куклы-марионетки;
  6. Разнообразными видами движений под музыку для передачи игрового образа.

4. сможет:

  1. Оказывать недирективную помощь и поддержку детской инициативы, творчества и самостоятельности в театрализованной деятельности;
  2. Создавать условия вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму, конструктивного взаимодействия детей в театрализованной деятельности;
  3. Создавать методические разработки по театрализованной образовательной деятельности.

Форма обучения: с отрывом от работы


Категория слушателей:  педагоги дошкольного образования
Уровни и виды образования:  дошкольное
Метапредметные компетенции:  работа с детским коллективом / сопровождение одарённых детей
Ключевые слова:  целостное развитие личности ребёнка, виды театра, особенности организации театрализованной деятельности
Программа:  Загрузить

Возврат к списку