Межрегиональный семинар-совещание «Распространение и внедрение моделей методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: региональный опыт и перспективы»

Межрегиональный семинар-совещание «Распространение и внедрение моделей методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: региональный опыт и перспективы»

Уважаемые коллеги!

АОУ ДПО УР «Институт развития образования» в рамках реализации мероприятия по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов Государственной программы «Развитие образования» приглашают 10 декабря 2018 года принять участие в работе межрегионального семинара-совещания по теме «Распространение и внедрение моделей методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: региональный опыт и перспективы».

Цель семинара – презентация и распространение эффективного опыта реализации моделей методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в системе образования Удмуртской Республики.

К участию в межрегиональном семинаре приглашаются:

  • специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, руководители (заместители руководителей) общеобразовательных организаций;
  • представители муниципальных образований Удмуртской Республики и муниципальные координаторы - разработчики муниципальных программ повышения качества образования;
  • школьные команды общеобразовательных организаций Удмуртской Республики и других регионов Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов;
  • школьные команды общеобразовательных организаций, не принимающие участие в проекте, но имеющие инновационный опыт работы по повышению качества образования;
  • представители регионов Российской Федерации, имеющие опыт участия и участвующие в программах и проектах по повышению качества образования,
  • специалисты Институтов развития образования Российской Федерации.

Начало семинара: в 10.00. (по московскому времени).

Межрегиональный семинар будет проходить в дистанционном формате. Инструкция по подключению к семинару. Пробное подключение состоится 7 декабря 2018 года в 15.00. (по московскому времени).

По итогам участия в семинаре на электронные адреса участников будут разосланы сертификаты.

Для участия в семинаре необходимо до 6 декабря 2018 г. отправить на электронный адрес suvorova.di@iro18.ru заявку по форме с пометкой «Межрегиональный семинар по ПКО» (Приложение 1). 

По всем организационным вопросам и за получением дополнительной информации обращаться к Суворовой Дарье Ивановне, методисту центра педагогического мастерства АОУ ДПО УР ИРО, e-mail: suvorova.di@iro18.ru, телефон 8 (3412) 37-79-27.


10 декабря 2018 года в АОУ ДПО УР «Институт развития образования» прошел межрегиональный онлайн семинар-совещание по теме «Распространение и внедрение моделей методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: региональный опыт и перспективы».  

Организаторы: Министерство образования и науки Удмуртской Республики и АОУ ДПО УР «Институт развития образования Удмуртской Республики».

Семинар-совещание был адресован руководителям региональных учреждений системы дополнительного профессионального образования, руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций.

В мероприятии приняли участие 71 человек из 10 регионов РФ (Белгородская область, Нижегородская область, Омская область, Пермский край, Иркутская область, Республика Марий Эл, Челябинская область, Новосибирская область, Сахалинская область, Архангельская область) и 75 человек из Удмуртской Республики.

В рамках онлайн семинара-совещания были заслушаны следующие доклады:

  • Елена Рудольфовна Блинова, первый проректор – проректор по научной и инновационной работе АОУ ДПО УР ИРО, «О содержании регионального проекта по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ»;
  • Анна Геннадьевна Варначева, доцент кафедры воспитания и социализации АОУ ДПО УР ИРО, кандидат педагогических наук, «Сопоставительный анализ социального статуса и образовательных результатов школ»;
  • Лариса Владимировна Штина, зам. директора по воспитательной работе МБОУ «Рябовская СОШ» Увинского района, «Разработка и реализация программы перехода школы в эффективный режим деятельности»;
  • Дмитрий Юрьевич Гребенкин, доцент кафедры воспитания и социализации АОУ ДПО УР ИРО, к.псих.н., «Тьюторское сопровождение школьной команды в процессе разработки и реализации программ перехода в эффективный режим работы»;
  • Любовь Васильевна Вахрушева, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин АОУ ДПО УР ИРО, кандидат педагогических наук, «Об организации сетевого сообщества учителей как инструмента профессионального развития учителя (на примере сетевого ресурса для учителей русского языка)»;
  • Галина Раифовна Ахтамянова, директор ГИМЦ г. Сарапула, «О деятельности муниципального УНМК по сопровождению реализации программ перехода школ с НРО в эффективный режим работы»;
  • Наталья Павловна Глухова, учитель обществознания, зам. директора МБОУ "Малокалмашинская СОШ" Каракулинского района, «О реализации модели интенсивной подготовки к ОГЭ по предмету " Обществознание" »;
  • Лариса Борисовна Уракова, учитель географии МБОУ Шевыряловская ООШ Сарапульского района, «Опыт реализации модели подготовки учащихся к ОГЭ по географии»;
  • Татьяна Геннадьевна Баженова, учитель географии МБОУ «СОШ № 13»
    г. Глазова, «Модель подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии»;
  • Наталья Аркадьевна Захарова, зам. директора по УВР МБОУ «Красногорская СОШ», «2+5 = Успех: подготовка учащихся начальных классов к ВПР».

В финале работы онлайн семинара-совещания были озвучены перспективы реализации проекта в 2019 году.

Участники мероприятия задали в чате вопросы, на которые руководители проекта дали следующие ответы:

– Представлена работа с предметными дефицитами обучающихся 9 класса.
С учениками 10-11 классов и результатами ЕГЭ вы работаете?

– В рамках регионального проекта по повышению качества образования работа ведется со школами, показавшими низкие результаты ОГЭ и ВПР в начальной школе. Это те оценочные процедуры, в которых участвуют все общеобразовательные организации, включая начальные и основные школы. Именно результаты ВПР и ОГЭ позволяют наиболее полно и объективно оценить не только сегодняшний уровень качества общего образования в республике, но и сделать прогноз на будущее относительно того, какими будут результаты этих же обучающихся на следующей ступени образования, если не принимать мер по преодолению их учебных дефицитов, не оказывать им педагогическую помощь и поддержку. Иными словами, анализ результатов ВПР и ОГЭ позволяет увидеть проблемы, которые необходимо решить в ближайшей перспективе при организации обучения учащихся на уровне основной и старшей школы, чтобы обеспечить в перспективе высокий (или приемлемый) уровень результатов ЕГЭ. Ориентироваться на результаты ЕГЭ в определенном смысле уже поздно, ведь фундамент проблем закладывается именно на предыдущих этапах обучения, а выпускников средней школы обратно за парту не вернешь, чтобы исправить недочеты, допущенные в работе с ними.

– Как бороться с проблемой того, что в выпускных классах ученики начинают градировать "нужные" и "ненужные" предметы?

– Этот вопрос носит скорее концептуальный, нежели практический характер, поэтому ответ на него – это определенная педагогическая позиция, на которой стоим мы, но которую, возможно, не все педагоги готовы с нами разделить.

С точки зрения руководителей регионального проекта, с этим явлением вряд ли можно и нужно бороться: каждый ученик старшей школы, согласно требованиям ФГОС СОО, должен быть готов строить свою индивидуальную образовательную траекторию, исходя из своих профессиональных и жизненных планов. Поэтому, если выпускник основной школы уже отдает себе отчет в своих профессиональных, а значит, и учебных предпочтениях, это скорее не проблема, а достижение – как самого ученика, так и школы, в которой он учится.

Каким может быть, с нашей точки зрения, решение проблемы обучения «ненужным» предметам?

Задача школы заключается в том, чтобы педагог, преподающий «ненужный», с точки зрения ученика, предмет, помог ему понять и осознать значимость такого предмета в личностном и общекультурном плане. С этой задачей большинство наших учителей, увы, пока не очень хорошо справляется.

Другим решением проблемы является предварительная работа с учащимися как основной, так и средней школы, направленная на осознанный выбор предметов для прохождения государственной итоговой аттестации. Если у школьника есть отчетливое видение того, какие предметы ему необходимо основательно изучить для продолжения своего образования в выбранном направлении, то и отношение его к данным предметам, и степень ответственности за результаты ОГЭ и ЕГЭ будет выше.

Нам представляется, что проблема кроется как раз в обратном: выпускники нередко выбирают предметы для сдачи ОГЭ, ЕГЭ не из соображений своего профессионального будущего, а по принципу «какой предмет легче сдать», что проистекает из несформированности их профессиональных предпочтений и жизненных планов. Этот принцип их, в конечном итоге, и подводит, так как, при отсутствии хотя бы минимальных знаний и умений, ни один предмет на ОГЭ, ЕГЭ не окажется для них «легким».

Поэтому главные усилия школы в вопросах повышения качества результатов ОГЭ, ЕГЭ должны быть направлены, с нашей точки зрения, на формирование у школьников умения осознавать свои способности и возможности, определять свои жизненные перспективы и строить планы по их достижению, на правильную организацию профориентационной работы, а также на создание в школе такого образовательного пространства, которое возводит в категорию жизненных ценностей знание не только тех школьных дисциплин, что связаны с профессиональными перспективами будущих выпускников, но и тех, которые делают его homine sapienti (человеком разумным) и homine spirituali (человеком духовным).

– Как будет происходить набор участников нового проекта "Эффективная малокомплектная школа"?  

– Основным критерием отбора в состав проектной группы являются результаты ОГЭ 2018 года. Вместе с тем, муниципальные управления образования высылаю нам свои предложения по кандидатурам участников. Окончательные списки будут утверждены, исходя из согласования объективных показателей (результаты ОГЭ) и пожеланий муниципалитетов.

– В докладе Д.Ю. Гребенкина была подробно раскрыта тьюторская поддержка школ, как мы понимаем, сотрудниками института, а предполагалось ли обучение ряду функций тьютора координаторов школ на муниципальном уровне?

– Владение тьюторскими компетенциями специалистами муниципальных методических служб – очень важный аспект организации сопровождения школ с низкими образовательными результатами. Мы планируем их обучение технологиям тьюторского сопровождения в 2019 году. Осталось лишь получить их встречный отклик, и тогда работа муниципальных учебно-научно-методических кластеров может перейти на качественно новый уровень.

Запись онлайн семинара-совещания

Дата: 10 декабря 2018 года