О V Межрегиональной НПК «Историко-культурное наследие славянских народов Волго-Камского региона»

О V Межрегиональной НПК «Историко-культурное наследие славянских народов Волго-Камского региона»

27.05.2019

24 мая 2019 года в стенах Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН в пятый раз прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие славянских народов Волго-Камского региона». Научный форум, традиционно был посвящен Дню славянской письменности и культуры.

Организаторами конференции выступили УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, АОУ ДПО УР «Институт развития образования». Научный форум проводится в рамках договора о сотрудничестве между этими организациями в сфере реализации долгосрочных проектов интеграции науки и образования и организации научных мероприятий.

На конференции с приветственным словом выступил руководитель УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, кандидат исторических наук Игорь Леонидович Поздеев, подчеркнувший важную миссию конференции, которая заключается в развитии интереса к перспективному исследовательскому направлению славистики в Удмуртии, взаимодействию научных и образовательных организаций, а также национально-культурных объединений в Удмуртии.

Конференция включала выступления, посвященные проблемам славистики в Удмуртии, вопросам развития национального интернет-контента, участию православного духовенства в просветительской жизни в России. Докладчики затрагивали проблемы сохранения и развития традиций русской культуры в современной системе образования, делились краеведческими изысканиями.

О педагогической миссии и работе великого советского педагога В.А. Сухомлинского в Удмуртии рассказала в своем докладе Марина Викторовна Чикурова, проректор по организационно-методической работе АОУ ДПО УР ИРО, кандидат педагогических наук. Она отметила, что «сегодня В. А. Сухомлинский интересует исследователей, прежде всего, как педагог-теоретик. И будучи советским учителем, в своей педагогической работе он делал акценты на воспитании чувств не этнического, но надэтнического: чувств преданности Коммунистической партии и Социалистической Родине, чувств социалистической дружбы народов и коммунистического интернационала. Тем не менее, будучи украинцем, воспитывавшимся в соответствующей русской советской среде, он обращал внимание на народный фольклор, сам писал педагогические сказки для детей и их родителей. Рассказывая детям о русском языке и литературе, проводя уроки по истории, В. А. Сухомлинский в полной мере использовал потенциал сказки в своей работе, считая ее и любовь к детям неотъемлемыми составляющими каждого педагога. С помощью народных сказок он не только прививал любовь к родному языку, истории, Родине, но даже учил детей читать, каждую букву алфавита оформляя в метафорический, «сказочный наряд», тем самым, включая фольклор в свою педагогическую систему».

О понятиях «русские» и «советские» и об общем и различиях в этой связи, рассказал Рустам Нуруллович Касимов, директор центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР ИРО, кандидат исторических наук, доцент. Он подчеркнул, что «русская культура, в силу естественной традиционности в нашей стране, достаточно прочно укоренена в сознании большинства обывателей. Другое дело, что сегодня она представляет собой достаточно «пестрое полотно», в котором причудливо переплетаются самые разные традиции разных этносов».

О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассмотренном сквозь призму русской народной сказки, рассказал Владимир Николаевич Осипов, методист центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР ИРО. Он указал на то, что «особое значение методисты и преподаватели Института развития образования (в частности, центр этнокультурного образования) придают вопросам развития «культурной промежуточности» и синкретизма в современном региональном социуме; вопросам культурного плюрализма при изучении истории и литературы в школе. Например, той же сказке выделяется особое место в процессе формирования и активизации детского мышления, всестороннего развития ребенка. Сказка неотделима от народной традиции и именно благодаря ей ребенок откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к Добру и Злу. В сказке черпаются представления о справедливости и несправедливости; запоминаются, благодаря ярким сказочным образам идеалы человеческого общежития. Работа с текстами, критика источника, привлечение метапредметных знаний на занятиях, ведется у нас, прежде всего, в центре этнокультурного образования на кафедре общеобразовательных дисциплин нашего Института», - подчеркнул докладчик.


IMG_0442.JPG


На конференции присутствовало 48 человек и прозвучало 15 докладов. Некоторая часть сообщений была представлена в форме стендовых материалов. Свои изыскания для ознакомления и обсуждения направили ученые ряда регионов (Казань, Уфа, Киров, Саратов, Екатеринбург).


IMG_0448.JPG


По итогам конференции ее участники пришли к мнению, что основные задачи развития славистики в Удмуртии должны быть решены путем совершенствования организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию равных возможностей получения качественного историко-обществоведческого знания с учетом региональной и этнокультурной специфики в республике. На практике это означает необходимость создания научно-исследовательских групп по изучению славистики в Удмуртии, имеющих в своем составе научных работников и педагогов-практиков. Очевидно, это станет возможным только в рамках проектов реализации образовательных и просветительских акций интеграции науки и образования и организации научных и научно-методических мероприятий, подобных конференции «Историко-культурное наследие славянских народов Волго-Камского региона».