Итоги Республиканского семинара «Специфика логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ОО»

Итоги Республиканского семинара «Специфика логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ОО»

05.12.2019

2 декабря 2019 года на базе МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска прошел Республиканский семинар для учителей-логопедов «Специфика логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ОО».

В мероприятии приняли участие 79 учителей-логопедов из образовательных организаций г. Ижевска, г. Сарапула, г. Глазова, г. Можги, г. Воткинска, Балезинского, Вавожского, Завьяловского, Игринского, Каракулинского, Киясовского, Кизнерского, Малопургинского, Можгинского, Увинского, Якшур-Бодьинского районов УР.

Организаторами семинара выступили Министерство образования и науки УР, АОУ ДПО УР  «Институт развития образования».

Цель семинара – обобщение и распространение опыта реализации логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями современной нормативно-правовой базы.

Приветствовали участников гости семинара: Гинжул Ирина Юрьевна, ст. преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Чиркова Эльвира Борисовна, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», к.п.н.

В рамках работы семинара прозвучали следующие доклады:

  1. Требования к аттестации учителей-логопедов. Гинжул Ирина Юрьевна, ст. преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет».
  2. Логопедическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы, современные требования. Удалова Алена Сергеевна, и.о. зав. кафедрой специального образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», учитель-логопед МБОУ СОШ № 84 г. Ижевск.
  3. Организация логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи. Васильева Светлана Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ Игринский д/с № 4, Игринский район УР.
  4. Особенности логопедического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития. Бывальцева Татьяна Юрьевна, учитель-логопед МКОУ Школа № 23, г. Ижевск.
  5. Профилактика и коррекция нарушений письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях. Татаурова Елена Викторовна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 15, г. Глазов.
  6. Театр на равных. Инклюзивный театр. Приемы работы с обучающимися различных нозологических групп. Николаева Наталия Рудольфовна, учитель-логопед МБОУ Игринская СОШ № 4, Игринский район УР.
  7. Методы и средства логопедической коррекции в условиях инклюзивного образования. Красильникова Мария Дмитриевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 7, г. Ижевск.  
  8. Коррекция речевых расстройств у детей с нарушениями интеллекта посредством кинезиотерапии и биоэнергопластики. Смирнова Наталья Леонидовна, учитель-логопед МКОУ Большеучинская школа-интернат, Можгинский район УР.
  9. Приемы логопедической работы с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью. Пагина Полина Валерьевна, учитель-логопед МКОУ ОШ № 5, г. Глазов.
  10. Формирование графомоторных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ельцова Оксана Валентиновна, учитель-логопед МКОУ ОШ № 5, г. Глазов.
  11. О планировании деятельности Республиканского методического объединения учителей-логопедов УР на 2020 год. Удалова Алена Сергеевна, и.о. зав. кафедрой специального образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», учитель-логопед МБОУ СОШ № 84 г. Ижевск.

Участники семинара имели возможность в ходе работы получить ответы на актуальные вопросы по вопросам организации и реализации логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ОО, использования современных технологий диагностики и коррекции речевых нарушений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также сформулировать свой запрос на повышение квалификации и научно-методическое сопровождение. Так, учителя-логопеды УР сформулировали потребность в повышении квалификации по следующим темам: проектирование и реализация рабочих программ учителя-логопеда, организация и реализация логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, составление и ведение плановой и отчетной документации учителя-логопеда и другие.

Участники семинара высоко оценили работу данного мероприятия и предложили проведение Республиканских семинаров для учителей-логопедов сделать традиционным и ежегодным. 

Участники семинара предлагают:

  1. АОУ ДПО УР «Институт развития образования»:
    • совершенствовать систему повышения квалификации педагогических работников по вопросам реализации логопедического сопровождения обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
    • разрабатывать новые программы повышения квалификации (в том числе программы стажировок) для учителей-логопедов образовательных организаций, раскрывающие вопросы проектирования и реализации адаптированных образовательных программ, оказания ранней помощи детям, имеющим задержку речевого развития и нарушения речи, логопедическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития;
    • развивать сетевое взаимодействие и систему научно-методического сопровождения профессиональной деятельности учителей-логопедов;
    • возобновить деятельность Республиканского методического объединения учителей-логопедов.
  2. Образовательным организациям Удмуртской Республики:
    • продолжить и поддерживать работу по совершенствованию профессиональной компетентности учителей-логопедов;
    • инициировать и поддерживать обобщение, презентацию и распространение эффективного опыта логопедического сопровождения обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

По окончании работы была принята резолюция с учетом всех поступивших от участников семинара предложений. Также единогласно было принято решение о возобновлении деятельности Республиканского методического объединения учителей-логопедов.

Материалы семинара