VI межрегиональная НПК «Пути формирования этнокультурной компетентности обучающихся в образовательной организации»

VI межрегиональная НПК «Пути формирования этнокультурной компетентности обучающихся в образовательной организации»

03.04.2019

29 марта 2019 года на базе МБОУ Быргындинская СОШ Каракулинского района Удмуртской Республики состоялась VI межрегиональная научно-практическая конференция «Пути формирования этнокультурной компетентности обучающихся в образовательной организации».

В организации и проведении конференции приняли участие методисты центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», Управление народного образования Каракулинского района, Администрация муниципального образования «Каракулинский район».


пленарное заседание.JPG


МБОУ Быргындинская СОШ Каракулинского района является инновационной площадкой АОУ ДПО УР ИРО. Ее деятельность направлена на реализацию проекта «Разработка и реализация этнокультурной составляющей содержания общеобразовательных учебных дисциплин в структуре единого этнокультурного пространства сельской школы». Научное руководство площадкой осуществляет Рустам Нуруллович Касимов, директор центра этнокультурного образования, к.и.н, доцент. В рамках реализации проекта педагогический коллектив школы создает рабочие программы учебных предметов, определяет их содержание, а также темы, при изучении которых используется этнокультурный, региональный, краеведческий материал.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Пути формирования этнокультурной компетентности обучающихся в образовательной организации» является ежегодным мероприятием инновационной площадки, на котором обсуждаются результаты реализации проекта, происходит обмен опытом между участниками мероприятия по вопросам развития этнокультурного образования.

В 2019 году конференция собрала более 60 участников, среди которых – педагоги Каракулинского и других районов Удмуртии, а также Республики Татарстан.

В качестве приглашенных гостей в пленарной части конференции выступили Н.В. Пислегин и В.С. Чураков – старшие научные сотрудники Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН.


организаторы и гости.JPG


Ведущий «круглого стола» Э.В. Осипов отметил: «Особенностью деревни Быргында является то, что на территории населенного пункта проживают представители различных национальностей. Кроме русских и марийцев, в районе проживают татары, удмурты, чуваши, башкиры. В последние тридцать лет появились представители «нетрадиционных народов края»: узбеки, таджики, представители народностей Северного Кавказа, азербайджанцы. Все народы живут в мире и согласии. В этом проявляется феномен Удмуртии».

Научный руководитель инновационной площадки Р.Н. Касимов призвал участников к пониманию того, что «полилог добрососедского общения возможен лишь в том случае, когда учитываются интересы всех этносов, проживающих в районе, в республике. Для этого нам необходимо знакомить обучающихся школ не только с историей, культурой «традиционных народов края», но и тех, кто появился на нашей территории относительно недавно. Невнимание к ним может привести к потенциальным рискам роста ксенофобии, радикализма и экстремизма на межэтнической и межконфессиональной почве, особенно в детской и подростковой среде».

На конференции была организована работа 4 секций:

  • Секция 1 - «Региональное и этнокультурное содержание основного и среднего образования»
  • Секция 2 - «Этнокультурная составляющая в содержании начального образования»
  • Секция 3 - «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования»
  • Секция 4 - «Реализация этнокультурного содержания в организации дополнительного образования и в рамках внеурочной деятельности».

на мастер-классе.JPG


Педагоги демонстрировали свой опыт, выступая с докладами и проводя мастер-классы для приглашенных участников

Участники высоко оценили работу конференции, указав на то, что системный подход к организации этнокультурного образования, который продемонстрировали в своих выступлениях организаторы и участники мероприятия, обеспечивает воспитание полноценной личности, способной к признанию собственной и чужой идентичности, понимающей многомерность мира, умело организующей партнёрство с представителями различных культур.