Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

О республиканской научно-практической конференции «Реализация стратегии государственной национальной политики в Удмуртской Республике посредством развития этнокультурного образования»

12.12.2017

7 декабря 2017 года в Доме Дружбы народов состоялась конференция «Реализация стратегии государственной национальной политики в Удмуртской Республике посредством развития этнокультурного образования».

IMG_7498.JPG

Конференция была подготовлена и проведена общими усилиями Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Министерства национальной политики Удмуртской Республики, АОУ ДПО УР «Институт развития образования», Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, республиканского Дома Дружбы народов, Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания».

Участники конференции собираются уже двенадцатый раз. Нынешняя встреча совпала с датой принятия Конституции Удмуртской Республики (от 7 декабря 1994 г). Мероприятие уникально ещё и тем, что в рамках работы пленарной части конференции была проведена расширенная коллегия Министерства национальной политики Удмуртской Республики по теме «Реализация стратегии государственной национальной политики в Удмуртской Республике посредством развития этнокультурного образования». С докладами выступили:

IMG_7501.JPG
Буранова Лариса Николаевна, министр национальной политики УР

  • Буранова Лариса Николаевна, министр национальной политики УР. Она рассказала о реализация стратегии государственной национальной политики в Удмуртской Республике посредством развития этнокультурного образования.
  • Суворова Зоя Витальевна, зам. министра образования и науки УР. Она рассказала о моделях реализации региональной и этнокультурной составляющей в содержании деятельности образовательных организаций Удмуртской Республики.
  • Байметов Владимир Александрович, ректор АОУ ДПО УР «Институт развития образования». Докладчик обозначил роль республиканского Института развития образования в развитии этнокультурного образования.
  • Касимов Рустам Нуруллович, директор центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», старший научный сотрудник УИИЯЛ УрО РАН. Докладчик рассказал об итогах работы тематических круглых столов по вопросам развития этнокультурного образования.

IMG_7519.JPG
Суворова Зоя Витальевна, зам. министра образования и науки УР

В работе XII НПК приняли участие 144 человека из всех районов Удмуртской Республики, а также педагоги из Кирова.

До начала конференции по инициативе Министерства национальной политики и республиканского Института развития образования, для успешной подготовки к конференции и расширенной коллегии, 20-21 ноября 2017 года были проведены 5 тематических круглых столов с целью выяснения проблем для успешного развития этнокультурного образования в Удмуртской Республике. В этих обсуждениях приняли живое участие разные группы экспертов: представители заинтересованных министерств и ведомств, педагогические работники разных уровней и методисты, представители науки, деятели национально-культурных и общественных организаций. В результате обсуждений в формате «круглых столов» экспертное сообщество сформулировало ряд проблемных моментов, требующих своего решения. Вот только некоторые из них:

  • Важно задуматься о повышении материально-технической оснащенности ОО, и как следствие, рост качества проводимой работы с обучающимися (возможность использования аудио-видеоматериалов, компьютерных игр, электронных учебников и приложений для девайсов и пр. в рамках учебных и внеучебных мероприятий).
  • Следует поднять вопрос о достаточном финансировании учебников и УМК, способствующих реализации образования с этнокультурной составляющей содержания. Речь не только об учебниках по удмуртскому (татарскому, марийскому) языку и литературе, но и об УМК образовательных областей общего образования (язык и литература, история и обществознание, ОРКСЭ и ОДНКНР, география и биология, музыка и изобразительное искусство, технология, физическая культура, ОБЖ), а также дошкольного, дополнительного образования.
  • Инициировать принятие Концепции развития этнокультурного образования в Удмуртской Республике.
  • Утвердить план и мероприятия долгосрочной республиканской целевой программы этнокультурного образования в Удмуртии.
  • Основой этнокультурного образования следует рассматривать комплекс достижений истории и культуры традиционных народов Удмуртии в содержании образовательных областей общего образования (язык и литература, история и обществознание, ОРКСЭ и ОДНКНР, география и биология, музыка и изобразительное искусство, технология, физическая культура, ОБЖ), а также в содержание образовательных программ дошкольного, дополнительного образования – на первоначальном этапе. В системе СПО и ВО – в дальнейшей перспективе.
  • В качестве передового инновационного опыта, достойного диссеминации, рассматривать инициативы педагогических коллективов детских садов № 107 и № 280 г. Ижевска, Гимназии № 56 г. Ижевска, Гимназии имени Кузебая Герда и Гимназию № 6 им. Габдуллы Тукая г. Ижевска, Дворца детского творчества г. Ижевска.

На конференции 7 декабря проблемные моменты, обозначенные на тематических круглых столах, обсуждались на трех больших секциях:

  • Этнокультурная составляющая содержания дошкольного образования.
  • Региональное и этнокультурное содержание в учебных предметах, во внеурочной и воспитательной деятельности начальной, основной и старшей школы.
  • Региональное и этнокультурное содержание в программах и в воспитательных мероприятиях организаций дополнительного образования детей, в национально-культурных объединениях и других социально ориентированных общественных организациях.

Выступающие отметили, что повышенный интерес педагогического сообщества Удмуртской Республики к актуальным вопросам этнокультурного образования, требует разработки эффективных механизмов и методик формирования этнокультурной компетентности в образовательных учреждениях различного вида, требует определения специфики такой компетентности у педагогических работников в работе с обучающимся разных возрастов, склонностей и способностей. Важно отметить, что значимую роль в этой работе должны сыграть активисты многочисленных НКО республики, представители науки.

IMG_7511.JPG

По итогам конференции от 7 декабря 2017 года, её участники пришли к решению, что основные задачи развития комплексного этнокультурного образования в Удмуртской Республике должны быть решены через:

  • Совершенствование системы мониторинга состояния и тенденций развития этнокультурного образования в Удмуртской Республике.
  • Совершенствование организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования с учетом языковой и этнокультурной специфики в республике;
  • Научно-методическое сопровождение образовательного процесса, через создание образовательных модулей и программ с этнокультурной составляющей в содержание дошкольного, общего, дополнительного, в дальнейшей перспективе - профессионального образования.