426009 г. Ижевск,
ул. Ухтомского, 25
+7(3412) 37-96-26
secretary@iro18.ru

Об итогах межрегиональной научно-практической конференции «Пути формирования этнокультурной компетентности в образовательной организации»

04.04.2018

30 марта 2018 года в д. Быргында Каракулинского района УР прошла межрегиональная научно-практическая конференция по теме «Пути формирования этнокультурной компетентности в образовательной организации», посвящённая 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского.

Конференция проходила в рамках реализации программы деятельности инновационной площадке по теме: «Разработка и реализация этнокультурной составляющей содержания общеобразовательных учебных дисциплин в структуре единого этнокультурного пространства сельской школы» (Н.р. – Р.Н. Касимов, к.и.н., доцент).

участники конференции.JPG
Участники конференции

На конференции участвовало более 70 педагогов. Это и специалисты, методисты со всего Каракулинского района Удмуртии. Также были выступающие и гости из Республики Марий Эл и Республики Татарстан. В основном это были воспитатели детских садов, учителя начальной школы и преподаватели социально-гуманитарного и естественно-научного цикла школьных предметов. Все они (в той или иной степени) занимаются реализацией этнокультурной составляющей содержания образования в структуре единого этнокультурного пространства сельской образовательной организации.

выступает си ильинский.JPG
Ильинский Сергей Игоревич

На пленарной части с докладами и приветственными словами выступили:

  1. Осипова Любовь Сергеевна, директор МБОУ «Быргындинская СОШ».
  2. Ульянова Лариса Витальевна, начальник Управления народного образования Администрации МО «Каракулинский район».
  3. Ушков Вернер Михайлович, глава МО «Быргындинское», председатель Совета местной национально-культурной автономии марийцев Каракулинского района Удмуртской Республики.
  4. Ильинский Сергей Игоревич, заместитель начальника отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества Управления по внутренней политике АГ и П УР., к.и.н.. доцент. – «Взаимодействие государственных структур с национально-культурными и религиозными объединениями и эффекты для системы регионального образования».
  5. Осипов Владимир Николаевич, методист центра  этнокультурного образования АОУ ДПО УР ИРО – «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на принципах народности в системе работы у Сухомлинского».
  6. Касимов Рустам Нуруллович, директор центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР ИРО, старший научный сотрудник УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, к.и.н., доцент. – «О необходимости комплексного развития этнокультурного образования в Удмуртской Республике».

выступает вн осипов.JPG
Осипов Владимир Николаевич

Отдельно были рассмотрены вопросы по изучению основ духовно-нравственной культуры традиционных народов Удмуртии в образовательных организациях. Здесь педагоги из Удмуртии, Республики Марий Эл и Республики Татарстан поделились опытов реализации соответствующих образовательных программ.

Педагоги Быргындинской школы и детского сада подготовили и провели несколько мастер-классов для занятий с учетом этнокультурной составляющей.

участники мастер-класса.JPG
Участники мастер-класса

Собравшиеся на конференцию согласились, что следует четко различать понятия, используемые при реализации программ с региональной и этнокультурной составляющей:

  • Национальное образование – это образование, построенное на подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях родной этнической среды.
  • Этнокультурное образование – это органическая составляющая образования в Российской Федерации как полиэтнической стране, основой которой является сохранение этнокультурной идентичности личности путем творческого освоения этнокультурных ценностей (языка и литературы, истории и культуры, духовного наследия) с одновременным освоением ценностей других этнических культур.
  • Поликультурное образование – это образование, построенное на подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является умение вести диалог с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий; воспитание понимания своеобразия собственной и других культур; искоренение негативного отношения к ним.

выступает рн касимов.JPG
Касимов Рустам Нуруллович

Подводя итоги конференции, Р.Н. Касимов отметил, что: «Приоритет именно этнокультурного образования в нашей стране становится очевидным, а развитие такого образования в регионах многонациональной России является одной из важнейших проблем современной российской науки».