УТВЕРЖДЕНО      

                                                                                   приказом ректора АОУ ДПО УР ИРО

                                                              «___» ___________2022 г.

 

Положение

 о педагогической практике обучающихся по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре АОУ ДПО УР ИРО

 

1. Общие положения

1.1.Настоящее положение регламентирует порядок организации педагогической практики в рамках основной профессиональной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее ОПОП) АОУ ДПО УР ИРО (далее – Институт).

1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с:

        -Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции);

       -Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» от 27 ноября 2015 года № 1383;

      -Приказом Минобрнауки РФ от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

     -Приказом Минобрнауки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

    -локальными нормативными документами АОУ ДПО УР ИРО.

1.3.Педагогическая практика является обязательным компонентом ОПОП и представляет собой вид деятельности аспирантов по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

1.4.Педагогическая практика проводится в соответствии с учебными планами ОПОП.

2.Цель и задачи педагогической практики

2.1.Цель педагогической практики формирование комплексной психолого-педагогической, социально-экономической, методической, кадровой и информационно-технологической готовности аспиранта к научно-педагогической и исследовательской деятельности.

2.2.В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и образовательных задач; методами и приемами разработки ситуационных задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.

2.3.В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности обучающихся; диагностики, контроля и оценки эффективности их учебной и профессиональной деятельности.

2.4.В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и представления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в системе дополнительного профессионального образования, со спецификой взаимодействия в системе «педагог-преподаватель».

3.Программа педагогической практики

3.1.Программа педагогической практики включает в себя следующие разделы:

- указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

- компетенции аспиранта, формируемые в результате прохождения практики;

- структура и содержание педагогической практики;

- указание места практики в структуре образовательной программы;

- указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях;

- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации аспирантов (по итогам практики);

- учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики;

- перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики;

-материально-техническое обеспечение педагогической практики.

4.Организация педагогической практики

4.1.Организатором педагогической практики является выпускающая кафедра, реализующая ОПОП.

4.2. Педагогическая практика может проводиться на кафедрах и в других структурных подразделениях Института, а также в иных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно- техническим потенциалом.

4.3.Общий объем часов педагогической практики составляет 216 часов (6 з.е.).

4.4.Организация проведения педагогической практики, предусмотренной ОПОП, осуществляется Институтом на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профильным компетенциям, осваиваемым обучающимися в рамках ОПОП (далее-профильная организация). Практика может быть проведена непосредственно в Институте.

4.5.Аспиранты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

4.6.Для руководства практикой, проводимой в Институте, приказом ректора назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско- преподавательскому составу Института.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, приказом ректора назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Института (далее руководитель практики от Института).

Руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее руководитель практики от профильной организации) могут быть назначены соответствующими локальными нормативными документами данной организации.

Для руководства практикой, проводимой в организации, в которой аспирант осуществляет трудовую деятельность, приказом ректора назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Института (далее руководитель практики от Института).

Руководитель (руководители) практики из числа работников организации, в которой аспирант осуществляет трудовую деятельность (далее руководитель практики от организации, в которой обучающийся осуществляет трудовую деятельность), могут быть назначены соответствующими локальными нормативными документами данной организации.

4.7.Руководитель практики от Института:

-составляет рабочий график (план) проведения практики;

-разрабатывает индивидуальные задания для аспирантов, выполняемые в период практики;

-участвует в распределении аспирантов по рабочим местам и видам работ в организации;

-осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП;

-оказывает методическую помощь аспирантам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;

-оценивает результаты прохождения практики аспирантами.

4.8.Руководитель практики от профильной организации или организации, в которой аспирант осуществляет трудовую деятельность:

-согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

-предоставляет рабочие места аспирантам;

-обеспечивает безопасные условия прохождения практики аспирантами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

-проводит инструктаж аспирантов по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

4.9.При проведении практики в профильной организации или организации, в которой аспирант осуществляет трудовую деятельность, руководителем практики от Института и руководителем практики от профильной организации или организации, в которой аспирант осуществляет трудовую деятельность, составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

4.10.При наличии в Институте вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с аспирантом может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

4.11.Направление на практику оформляется приказом ректора Института с указанием закрепления каждого аспиранта за Институтом, профильной организацией или организацией, в которой аспирант осуществляет трудовую деятельность, а также с указанием вида и срока прохождения практики.

4.12.Практика для аспирантов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

4.13.Аттестация по результатам практики осуществляется на заседании выпускающей кафедры в установленные сроки. К аттестации аспирант пишет отчет о выполнении индивидуальной программы практики (Приложение 3), к которому прикладывает отзыв руководителя практики (Приложение 4).

4.14.Результаты прохождения практики определяются посредством выставления отметки «зачтено / не зачтено» и фиксируются в выписке из протокола заседания кафедры.

4.15.Аспиранты, не прошедшие практику по уважительной причине, проходят практику по индивидуальному плану. Аспиранты, не прошедшие практику при отсутствии уважительной причины или получившие незачет, считаются имеющими академическую задолженность.

5.Обязанности аспиранта при прохождении практики

5.1.Аспиранты, осваивающие ОПОП, в период прохождения практики обязаны:

-выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;

-соблюдать действующие в Институте или иной организации, где аспирант проходит практику, правила трудового распорядка;

-соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.

6.Отчетная документация по педагогической практике

6.1.Перед началом практики аспирант, проходящий практику в Институте или в профильной организации, получает подготовленный руководителем практики и согласованный с заведующим выпускающей кафедрой индивидуальный план педагогической практики (Приложение 2).

Аспирант, проходящий практику по месту трудовой деятельности, заполняет заявление по форме, представленной в Приложении 1 к настоящему Положению.

6.2.По итогам прохождения аспирантом педагогической практики заведующий выпускающей кафедрой представляет в отдел аспирантуры отчет аспиранта о прохождении практики (Приложение 3), отзыв руководителя практики о прохождении аспирантом практики (Приложение 4), выписку                        из протокола заседания кафедры о прохождении аспирантом практики (Приложение 5).

6.3. Результаты прохождения практики заносятся в индивидуальный план аспиранта в виде отметки зачтено /не зачтено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Ректору АОУ ДПО УР ИРО        

                                                                                                      от аспиранта

                   курса

заочной формы обучения

ФИО                                         

                                                                                                                   (полностью)

                                                                                                направление_____________

                                                                                              _________________________                                                                  

                                                                                               направленность (профиль)_____

___________________________

заявление

 

Прошу зачесть мою работу в должности__________________________________

                                                    (преподавателя, ассистента, старшего преподавателя и т.д.)

кафедры_________________________________________________

    (название с указанием наименования образовательного учреждения)

 

в счет прохождения педагогический практики аспиранта.

 

В период с «    »________________ 20___ г. по «____ »_________ 20    г.

мною были выполнены следующие виды учебной работы:

 

№ п\п

Формы работы (лабораторные, практические, семинарские занятия, лекции, внеаудиторное мероприятие и другие виды работ)

Группа

Количество часов

Сроки выполнения

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий объем часов

 

 

 

 

 

        Аспирант__________________________________________________________

(подпись)        (расшифровка подписи)

 

       Руководитель практики______________________________________________

(подпись)     (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики

«Институт развития образования»

                                                                                                                     

 

 

 

Зав. кафедрой_______________________________________________________________

(название)

_____________________________________________________________________ /

(ФИО)                                                                                                              (подпись)

«______ » __________________  20         г.

Индивидуальный план педагогической практики на 20   /20   учебный год

аспиранта___________________________________________________________________

(ФИО)

направление_________________________________________________________________

(код и наименование)

направленность (профиль)____________________________________________________

(шифр и название)

год и форма обучения_____________________________________________

 

кафедра___________________________________________________

(название)

руководитель практики______________________________________

(ФИО, должность, ученое звание и степень)

 

№ п/п

Планируемые формы работы (лабораторно- практические, семинарские занятия, лекции, внеаудиторные мероприятия и другие формы)

Количество часов

Календарные сроки проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспирант                                                                                              _____________________

                                                                                                           (подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель практики                                                                                 ____________

                                                                                                            (подпись)                 (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования»

Зав. кафедрой____________________________________________________

(название)

____________________________________________________________

(ФИО)

Отчет о прохождении педагогической практики   (20   / 20     учебный год)

ФИО________________________________________________________________

(ФИО полностью, подпись аспиранта)

направление_________________________________________________________

(код и наименование)

направленность (профиль)______________________________________________

(шифр и название)

год и форма обучения __________________________________________________

кафедра______________________________________________________________

(название)

руководитель практики_________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание и степень)

место прохождения практики____________________________________________

(наименование образовательного учреждения, кафедры)

сроки прохождения практики: с «_________ »_20        г. по «______» __20    г.

Результаты выполнения индивидуального плана педагогической практики представлены в таблице.

Формы работы (лабораторные,

Количество

Сроки

Форма

п/п

практические, семинарские занятия, лекции, внеаудиторное мероприятие и другие виды работ)

часов

выполнения

отчетности*

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Общий объем часов

 

 

 

 

* Планы лекций, семинарских занятий, деловых игр и отзывы о них; отзывы о посещении занятий других аспирантов (при наличии данных мероприятий в индивидуальном плане практики аспиранта); презентационные материалы; разработанные задачи, кейсы; другие методические и иные учебные материалы. Основные итоги практики, соответствие индивидуальному плану:

Самооценка проделанной работы (соответствие ожиданиям, достижения, трудности)     

Предложения по проведению практики

Приложения (приводится перечень материалов, указанных аспирантом в графе «Форма отчетности»):

1)   план проведения лекции по теме________________________________________

2)   презентационные материалы для проведения семинарского занятия на тему___

3) разработанные задачи (кейсы) по теме____________________________________

4) . список использованных источников (приводится библиографический список, интернет-ресурсы и т.д.).

Аспирант_________________________________________________________________

(подпись)                        (расшифровка подписи)

Руководитель практики_____________________________________________________

(подпись)                     (расшифровка подписи)

«____  » _______________ 20      г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования»

 

Отзыв научного руководителя о прохождении педагогической практики

аспирантом___________________________________________________________

(ФИО)

направление___________________________________________________________

(код и наименование)

направленность (профиль)_______________________________________________

(шифр и название)

год и форма обучения кафедра___________________________________________  

(название)

содержание отзыва1______________________ ______________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Руководитель практики _________________________________________________

                                                           (подпись)                                           (расшифровка подписи)

        «______» ________________20      г.

 

 

1 В содержании отзыва можно отметить тематику учебных занятий, проведенных аспирантом; эффективность использованных им образовательных технологий; методов и форм проведения занятий; степень достижения учебных задач; качество, полноту и новизну разработанных аспирантом учебно-методических материалов; рекомендации по совершенствованию педагогических навыков и т.д.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования»

 

 

Выписка из протокола №______________________________

 

заседания кафедры от______________________________ 20____ г.

 

Присутствовали:

 

 

Слушали: аспиранта_______________________________________

(ФИО)

направление_________________________________

(код и наименование)

направленность (профиль)_____________________

(шифр и название)

______ года____________ формы обучения о прохождении___________ практики

с «__ »_________ 20__ г. по «__ »________ 20__ г.

 

 

Постановили: считать, что аспирант_______________________________________

 

 

прошел________________ практику с результатом (зачтено / не зачтено)

 

 

 

 

Заведующий кафедрой ____________________  ________________________

                                                   (подпись)                           (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил                                                С.Л. Скопкарева, зав. аспирантурой

 

 

Согласовано                                                  Н.В. Гуща, проректор по УМР АОУ ДПО УР ИРО