Кировские педагоги, слушатели курсов АОУ ДПО УР ИРО, открыли для себя новые аспекты работы по технологии развития смыслового чтения

Кировские педагоги, слушатели курсов АОУ ДПО УР ИРО, открыли для себя новые аспекты работы по технологии развития смыслового чтения

07.05.2019

Вопросы читательского развития школьников уже давно связывают педагогов Удмуртии и их коллег из Кировской области. Два года назад удмуртская делегация участвовала в Форуме по проблемам работы с текстом, который проводили кировчане, а нынешней весной коллеги из Кирова пригласили В.Б. Сергееву, зав. кафедрой педагогики и психологии АОУ ДПО УР «Институт развития образования», канд. пед. наук, провести совместные курсы по современным межпредметным технологиям развития навыков смыслового чтения.


группа школы 59.JPG


В программе курсов – практическое освоение структурированных аспектов смыслового чтения, разработанных в современных технологиях, а также опыт педагогов — участников сетевого инновационного проекта «Развитие смыслового чтения как метапредметного результата обучения», который был реализован в школах Удмуртии под руководством В.Б. Сергеевой. Важно, что к проведению практикумов были также привлечены кировские педагоги Т.К. Косолапова и Л.А. Унгемах. Программа реализована на двух площадках: в школе № 26 г. Кирова, открывшейся только в сентябре 2018 года, и в школе № 59, уже имеющей сложившийся педагогический коллектив и накопившей немалый опыт работы по данной теме.


Сергеева В.Б. и Косолапова Т.К. Ижевск и Киров.JPG
В.Б. Сергеева и Т.К. Косолапова


И, казалось бы, трудно удивить кировских учителей, искушённых в вопросах обучения смысловому чтению, но отзывы о курсах были весьма положительными, если не сказать — восторженными:

  • Рассмотрение ученика-читателя в онтогенезе позволяет учителю избежать множества педагогических ошибок. … Многие методы и приёмы, имеющие деятельностное «зерно», позволяют «включить» современных цифровых подростков в живое общение, в процесс творчества и размышления над прочитанным. А работа в зоне ближайшего развития приподнимала учителя, заставляла «лететь», окрыляла и помогала избавиться от зажатости, вызванной ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и пр…

Урванцева Татьяна Григорьевна,
учитель МБОУ «СОШ № 5» г. Слободской Кировской области


  • На своих лекциях, практических занятиях и во время свободного обсуждения творческих проектов В.Б. Сергеева обучала слушателей овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    Несомненным плюсом занятий было умение Веры Борисовны создать деловую и в то же время творческую атмосферу: преподаватель демонстрировала свою готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Мы благодарны В.Б. Сергеевой за предоставленные дидактические материалы, которые позволят по-новому построить уроки, используя межпредметные технологии обучения.

Е.В. Дильман, Е.В. Иконникова Е.В., Л.Г. Новоселова,
учителя МБОУ СОШ с УИОП № 51 города Кирова


  • Давно не было таких глубоких и содержательных курсов по нашим предметам. Над учителями довлеет внешняя оценка качества образования! И так не хватает разговора о наших предметных категориях. Мне было интересно работать по стратегиям: «Ассоциации», «Таблица «Синтез», «Письмо без правил»,  «Вопросительные слова», «Письмо по правилам». Уже после курсов, в школе, я опробовала с учащимися 9-х классов на уроке литературы стратегию «Письмо без правил». Получилось достаточно хорошо. Главное, что я получила отклик детских сердец! Литература – это вид искусства, который развивает душу, именно поэтому получить этот отклик было особенно важно. В.Б. Сергеева как преподаватель заслуживает самой высокой оценки!

Лариса Александровна Унгемах


  • «Интеллектуальное пиршество» – так сама Вера Борисовна назвала анализ литературных произведений. В последнее время все разговоры учителей русского языка и литературы «крутятся» вокруг аббревиатур ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. А здесь мы говорили о ЛИТЕРАТУРЕ, о СЛОВЕ. Это здорово, что в удмуртском Институте развития образования есть такой глубокий и классный СПЕЦИАЛИСТ!

Ирина Витальевна Галкина,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Кирова,
почётный работник образования РФ