О республиканском семинаре для учителей-логопедов
17 мая 2019 года на базе МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска прошел Республиканский семинар для учителей-логопедов «Деятельность школьного логопункта: современные требования, актуальные решения».
В мероприятии приняли участие 80 учителей-логопедов из образовательных организаций г. Ижевска, г. Сарапула, г. Глазова, г. Можги, г. Воткинска, Балезинского, Граховского, Завьяловского, Игринского, Кизнерского, Малопургинского, Можгинского, Увинского, Шарканского, Якшур-Бодьинского районов УР.
Организаторами семинара выступили Министерство образования и науки УР, АОУ ДПО УР «Институт развития образования», МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска.
Цель семинара – обобщение и распространение инновационного опыта реализации логопедического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями современной нормативно-правовой базы.
В рамках работы семинара прозвучали следующие доклады:
- Требования современной нормативно-правовой базы к профессиональной деятельности учителя-логопеда. Удалова Алена Сергеевна, и.о. зав. кафедрой специального образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», учитель-логопед МБОУ СОШ № 84 г. Ижевск.
- Рекомендации по организации и структуре логопедического занятия. Применение индивидуальных зондозаменителей. Прокашева Светлана Степановна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 4, г. Глазов.
- Повышение мотивации на логопедических занятиях через игру. Кашапова Елена Владимировна, учитель-логопед МБОУ Игринская СОШ № 1.
- Развитие осознанного самоконтроля на логопедических занятиях у обучающихся с нарушениями письменной речи в условиях ФГОС. Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед МКОУ Школа № 75, г. Ижевск.
- Использование технологий смыслового чтения на логопедических занятиях. Гафидова Александра Михайловна, учитель-логопед МКОУ ОШ № 4, г. Сарапул.
- Специфика логопедической работы в речевой школе. Ваганова Наталия Евгеньевна, Петелина Ксения Александровна, учителя-логопеды МКОУ Школа-интернат № 13, г. Ижевск.
- Контрольно-измерительные материалы для анализа результатов коррекционного процесса. Лукьянова Ольга Витальевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 81 г. Ижевск.
- Профессиональные пробы старшеклассников общеобразовательной школы в коррекционном направлении педагогической деятельности. Николаева Наталия Рудольфовна, учитель-логопед МБОУ Игринская СОШ № 4.
- О научно-методическом сопровождении деятельности учителей-логопедов УР. Удалова Алена Сергеевна, и.о. зав. кафедрой специального образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», учитель-логопед МБОУ СОШ № 84 г. Ижевск.
Участники семинара имели возможность в ходе работы получить ответы на актуальные вопросы по вопросам организации и реализации логопедического сопровождения обучающихся в условиях ОО, структуры и содержания логопедического занятия, использования современных технологий диагностики и коррекции речевых нарушений, а также сформулировать свой запрос на повышение квалификации и научно-методическое сопровождение. Так, учителя-логопеды УР сформулировали потребность в повышении квалификации по следующим темам: проектирование и реализация рабочих программ учителя-логопеда, организация и реализация логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, составление и ведение плановой и отчетной документации учителя-логопеда и другие.
Участники семинара высоко оценили работу данного мероприятия и предложили проведение Республиканских семинаров для учителей-логопедов сделать традиционным и ежегодным.
Участники семинара предлагают:
-
АОУ ДПО УР «Институт развития образования»:
-
совершенствовать систему повышения квалификации педагогических работников по вопросам реализации логопедического сопровождения обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-
разрабатывать новые программы повышения квалификации (в том числе программы стажировок) для учителей-логопедов образовательных организаций, раскрывающие вопросы проектирования и реализации адаптированных образовательных программ, оказания ранней помощи детям, имеющим задержку речевого развития и нарушения речи, логопедическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития;
-
развивать сетевое взаимодействие и систему научно-методического сопровождения профессиональной деятельности учителей-логопедов.
-
Образовательным организациям Удмуртской Республики:
-
продолжить и поддерживать работу по совершенствованию профессиональной компетентности учителей-логопедов;
-
инициировать и поддерживать обобщение, презентацию и распространение эффективного опыта логопедического сопровождения обучающихся.
По окончании работы была принята резолюция с учетом всех поступивших от участников Семинара предложений. Также единогласно было принято решение о возобновлении деятельности Республиканского методического объединения учителей-логопедов.
Материалы выступлений и текст резолюции данного Семинара размещены на сайте АОУ ДПО УР ИРО.