Целевые проекты и программы

Идентификация школ с НРО и школ ФНСУ

Для построения эффективной системы управления качеством образования проведены следующие мероприятия:

  • анализ качества образования в 100% школ республики по результатам ВПР (начальная школа), ОГЭ (основная школа);
  • идентификация школ с низкими образовательными результатами по результатам ВПР, ОГЭ;
  • анализ социальных условий функционирования 100% школ республики (социальный паспорт школы), определение индекса социального благополучия, идентификация школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • идентификация школ, находящихся в зоне риска, и школ, находящихся в кризисной ситуации, по показателям качества образования.

Анализ качества образования и идентификация школ с низкими результатами обучения проводится по методике кластерного анализа, разработанной Н.Н. Канаковой, руководителем отдела обеспечения государственной итоговой аттестации АУ УР РЦИ и ОКО.

Все ОО УР, принимавшие участие в ГИА-2016 и ГИА-2017, были разбиты на 8 кластеров. За основу выделения кластеров общеобразовательных школ взято количество выпускников 9-х классов; тип поселения, где находится школа; наличие / отсутствие углубленного изучения отдельных предметов. Для каждой школы рассчитывается показатель «Общий уровень учебных достижений», индикатором которого являлся критерий «Общие данные о выполнении каждого задания базового уровня по предметам». Таким образом сопоставлялись результаты школ, находящихся в сходных условиях, и определялся рейтинг школ в каждом кластере.

Это позволило идентифицировать школы с низкими результатами обучения (под которыми понимаются самые низкие позиции в рейтинге школ соответствующего кластера), а также получить информацию об основных затруднениях и пробелах в знаниях, умениях обучающихся по отдельным темам, разделам учебных предметов, по которым проводилась ГИА.

Анализ социальных условий и идентификация школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, проводились на основе факторов, определяющих индекс социального благополучия образовательной организации, по методике, разработанной и рекомендованной ВШЭ.

Идентификация школ, находящихся в зоне риска, и школ, находящихся в кризисной ситуации, по показателям качества образования проводилась по методике А.Г. Варначевой, И.В. Макаровой, доцентов кафедры воспитания и социализации АОУ ДПО УР ИРО. С этой целью сопоставлялась динамика рейтингов образовательных результатов школ по ОГЭ и соотносилась с индексом социального благополучия школ.

В результате выявлены следующие группы школ:

1. Школы с благоприятным социально-экономическим статусом. Внутри этой группы определены подгруппы:

  • школы со стабильно высоким уровнем образовательных результатов;
  • школы со стабильно низким уровнем образовательных результатов;
  • школы, улучшившие свои результаты за три последних года;
  • школы, ухудшившие свои результаты за три года;

2. Школы с неблагоприятным социально-экономическим статусом. Внутри этой группы также выделены подгруппы:

  • школы со стабильно высоким уровнем образовательных результатов;
  • школы со стабильно низким уровнем образовательных результатов;
  • школы, улучшившие свои результаты за три последних года;
  • школы, ухудшившие свои результаты за три года;

3. Школы с нейтральным статусом. Среди них отмечены:

  • школы со стабильно высокими образовательными результатами;
  • школы со стабильно низкими образовательными результатами.

Результаты идентификации позволили определить школы, находящиеся в зоне риска, и школы, находящиеся в кризисной ситуации. К первой группе отнесены школы с неблагоприятным социально-экономическим статусом, а также школы с благоприятным социально-экономическим статусом, но ухудшившие свои результаты за последние три года. Ко второй группе отнесены школы со стабильно низким уровнем образовательных результатов, имеющими как благоприятный либо нейтральный, так и неблагоприятный социально-экономический статус.

Полученные результаты позволяют осуществить дифференцированный подход к организации работы по повышению качества образования.

Мероприятия в рамках проекта:

2019 год

Январь-июнь 2019 годаОпределение индекса социального благополучия 100% школ республики по предложенным критериям и показателям.

Январь-февраль 2019 года - Анализ результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ за 3 года школ, показавших низкие образовательные результаты в рамках государственной итоговой аттестации 2018 года.

Май-июнь 2019 года - сопоставление образовательных результатов 100% школ республики с индексом социального благополучия, классификация школ по соотношению образовательных результатов и индекса социального благополучия, определение школ, находящихся в зоне риска и в кризисной ситуации (по результатам ВПР за 2016-2018 гг.).

Апрель-июль 2019 года - определение типов и особенностей образовательной среды малокомплектных школ ФНСУ с высокими и низкими образовательными результатами – участников проекта (30 школ).

Апрель-сентябрь 2019 года - диагностика характерологических свойств личности подростков, испытывающих трудности в учении (16 школ – участников долгосрочного проекта).

Апрель-сентябрь 2019 года - диагностика профессиональных компетенций педагогов и руководителей школ с НРО и школ ФНСУ (15 малокомплектных школ – участников проекта).